Новости

Нейропсихологическая помощь детям до 3 лет: залог успешного развития

Ранний возраст – период бурного развития высших психических функций (ВПФ) у ребенка: памяти, внимания, мышления и речи. До трех лет формируется фундамент для дальнейшего обучения и адаптации в обществе. Именно поэтому своевременная диагностика и коррекция нейропсихологических нарушений играют критически важную роль в обеспечении гармоничного развития малыша. Не замеченные вовремя проблемы могут привести к серьезным трудностям в будущем, от задержки речевого развития до трудностей в обучении в школе.

В Нижневартовском перинатальном центре работает детский нейропсихолог, обладающий уникальными знаниями и опытом работы с самыми маленькими пациентами. Его задача – изучить сложную взаимосвязь между работой различных зон головного мозга и развитием психических функций у ребенка. Современные методы нейропсихологической диагностики позволяют выявить даже незначительные отклонения, которые могут быть незаметны для родителей или врачей-педиатров. Процесс диагностики индивидуален и проводится в комплексе. Он включает в себя:

·Анализ анамнеза - сбор информации о течении беременности, родах, развитии ребенка в первые месяцы жизни, наличии сопутствующих заболеваний.

·Нейропсихологическое обследование - проведение специальных тестов, направленных на оценку различных аспектов развития.

Важно отметить, что диагностика не предполагает медицинских манипуляций и проводится в комфортной для ребенка атмосфере. Нейропсихолог оценивает эмоциональное состояние, социальную адаптацию, взаимодействие с окружающими. На основе полученных данных специалист составляет подробное заключение, определяя наличие или отсутствие нейропсихологических нарушений, их степень выраженности и дает рекомендации о необходимости коррекционных мероприятий.

Нейропсихологическая коррекция

Это немедикаментозный метод, направленный на стимулирование развития ВПФ и компенсацию выявленных нарушений. Коррекция строится на основе индивидуальной программы, разработанной с учетом результатов диагностики и особенностей ребенка. Она включает в себя:

1. Игровые упражнения – они специально разработаны для развития моторики, внимания, памяти, речи и мышления. Использование игровой формы делает процесс коррекции увлекательным. неутомительным и эффективным.

2. Двигательные упражнения - они направлены на развитие координации движений, равновесия, пространственной ориентации.

3. Развивающие занятия направлены на развитие речи, мелкой моторики, логического мышления, креативности.

4. Занятия с родителями - нейропсихолог обучает родителей специальным методикам, которые они могут использовать дома для поддержки развития ребенка. Это позволяет закрепить достигнутые результаты и создать благоприятную среду для дальнейшего развития.

«Своевременное обращение к детскому нейропсихологу и проведение коррекционной работы значительно повышают шансы на успешную социализацию и обучение ребенка. Ранняя диагностика и коррекция позволяют предотвратить усугубление проблем и способствуют гармоничному развитию личности малыша», - отметил Рустам Гареев – медицинский психолог отделения медицинской реабилитации БУ «Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр».

Важно помнить, что нейропсихологическая помощь – это инструмент, помогающий ребенку реализовать свой потенциал. Успех коррекции зависит от эффективного взаимного сотрудничества родителей, специалиста и самого ребенка. Поэтому не откладывайте визит к нейропсихологу, если у вас есть подозрения на отклонения в развитии вашего малыша. Ранняя помощь – это вклад в успешное будущее вашего ребенка.

Автор: Рустам Гареев – медицинский психолог отделения медицинской реабилитации БУ «Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр»
2025-04-29 09:40 Новости центра